31.05.2020

Дети и ВИЧ

   1 июня – День защиты детей. Насколько ВИЧ – детская проблема и как живут дети с ВИЧ обсудим в этой статье.

   В Российской Федерации родилось за весь период наблюдения к 30 апреля 2020 210 058 живых детей от ВИЧ-инфицированных матерей, у 11 494 из них была подтверждена ВИЧ-инфекция (5,5%). В 2020 г. в России родилось 4 307 детей от ВИЧ-инфицированных матерей, из них у 27 детей (0,6%) уже подтверждена ВИЧ-инфекция.


   В Кировской области на 30 апреля 2020 за весь период регистрации ВИЧ-инфекции, было выявлено в 24 случая заболевания - у детей до 14 лет, 23 случая – у подростков до 18 лет, от ВИЧ-позитивных мам родилось 383 ребенка. Сейчас в области проживает 15 детей с ВИЧ в возрасте до 18 лет.


   Познакомиться с Обращением национальной ассоциации специалистов по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции можно здесь.

   О необходимости постоянного обсуждения темы ВИЧ-инфекции с детьми напомнил главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Минздрава России Евгений Воронин.

   По мнению эксперта, правильный подход к распространению сведений о путях передачи, способах лечения и профилактики инфекции способно не только сократить число новых диагнозов, но и снизить уровень стигмы и дискриминации по отношению к людям, живущим с ВИЧ.

   По словам Воронина, проблема ВИЧ в детской и подростковой среде, несмотря на редкое обсуждение в РФ, остается весьма актуальной, хотя, в течение ряда последних лет число диагнозов в этой возрастной группе не растет.

   Зато остается достаточно высокой статистика обследований на ВИЧ по причине беременности у подростков, а незащищенный половой контакт - ведущий путь заражения ВИЧ в Российской Федерации и в Кировской области.


     Дети с ВИЧ в нашей стране продолжают сталкиваться с весьма сложными социальными проблемами, одной из которых является то, что до 70% из них растут в неполных семьях. При этом около 30% находятся на опеке у близких родственников, а 10−15% живут в детских домах. Кроме того, добавил врач, у каждого четвертого подростка с ВИЧ в России регистрируются симптомы депрессии.

   Еще одной крайне важной проблемой, когда речь заходит о борьбе с ВИЧ среди детей, по мнению специалиста, является популярность движения так называемых СПИД-диссидентов. Многие родители, пояснил ученый, отказываются обследовать своих детей и лечить их, поскольку убеждены, что ВИЧ не существует или он не опасен для здоровья.

   

   Чтобы обезопасить подростка от заражения ВИЧ-инфекцией, необходимо научить его безопасному поведению в отношении риска заражения ВИЧ и помочь разобраться, в каких ситуациях риск заражения реальный, а в каких - нет.

   Вопросы о ВИЧ-инфекции и СПИДе могут появиться у подростка в период полового созревания, когда тема интимных отношений становится ему интересна. Но к этому моменту он уже должен быть готов получить информацию о ВИЧ и владеть минимумом необходимой информации.

   До 6 лет у ребенка формируется половое самосознание, половое поведение. До этого возраста дети не нуждаются в подробностях и не способны усвоить сложную информацию. В этот период объяснения должны быть простыми и доступными.

   Необходимые в этом возрасте знания: о своем теле и его здоровье. Ребенок должен иметь навыки личной гигиены, понимать, что такое пол и что мальчики отличаются от девочек. Стоит честно ответить на вопросы о браке, рождении детей, интимных отношениях мужа и жены и их биологической значимости. Ребенка могут интересовать вопросы о различных частях тела и их назначении. Необходимо, чтобы дома он мог свободно говорить об этом, не стесняться задавать любые вопросы. Не стоит допускать развития ошибочных представлений или формировать слишком сильное чувство стыда у ребенка, связанное с вопросами секса. В этом возрасте дети не могут самостоятельно разобраться в этой теме. Вовремя полученные от родителей (или специалистов по согласованию с родителями) правильные и точные ответы оставят меньше времени для размышлений и нездорового фантазирования.

   Среди вопросов здоровья и гигиены можно рассказать о различных возбудителях болезней, передающихся от человека к человеку самыми разными путями.

   

   Дети от 7 до 11 лет способны к усвоению базовых знаний относительно ВИЧ/СПИД. Им можно сказать, что СПИД – это болезнь, возникающая из-за инфекции, которая попала в кровь.

   Необходимые в этом возрасте знания: точная информация о сексуальной жизни человека, ее положительные и отрицательные стороны (профилактика беспорядочных сексуальных связей, вред раннего начала половой жизни, предоставление элементарных знаний об инфекциях, передающихся половым путем). Особое внимание стоит уделить семейным ценностям не только в разговорах с детьми, но и в жизни. Личный пример родителей очень важен для ребенка.

   Разъясняя вопросы о ВИЧ/СПИД, предложите ребенку поиграть в «волшебный замок», представив, что организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы-клеточки, поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И есть те, кто пытается захватить дом – организм человека: вирусы, бактерии, грибки. Нарисуйте вместе схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ. Через игры и разговоры у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование полезных привычек.

   А вот стоит ли обсуждать с детьми такого возраста, что такое «презерватив» или «безопасный секс», решать Вам.


   Подростков 12-17 лет важно обеспечить доступной всесторонней и точной информацией о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, обстоятельствах, повышающих риск заражения. Откровенно поговорите со своим ребенком. Это может быть сложный разговор, но имейте в виду:

   

  1.  риск инфицирования ВИЧ для подростка вполне реален

  2.  Вы не можете постоянно следить за тем, чем занимается Ваш ребенок;

  3. именно Вы должны убедить и научить Вашего ребенка принимать важные решения.

   

   Подросткам необходимо предоставить полные знания о ВИЧ/СПИД, инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), сексе и контрацепции. А также о том, каковы ваши взгляды на эти вопросы. Поэтому поговорите с ним о:

  •  половой зрелости (развитии груди, менструациях, поллюциях и пр.);

  •  о контрацепции, в частности о презервативах, – средствах, помогающих предотвратить ВИЧ-инфекцию и заболевания, передающиеся половым путем, а также нежелательную беременность у девочек;конкретно о заболеваниях, передающихся половым путем, включая ВИЧ;

  • об опасности алкоголя и наркотиков.


С целью профилактики заражения ВИЧ и ИППП необходимо ориентировать подростков на:
  • отсроченное начало половой жизни;

  • принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;

  • соблюдение взаимной верности половых партнеров;

  • взаимоуважение и взаимную ответственность за свое здоровье и здоровье партнера;

  • использование презерватива при каждом половом контакте;

  • отказ от употребления наркотиков.


   С чего начать разговор о ВИЧ с подростком?

   Возможно, с вопросов о том, что «Было ли такое занятие в школе?», «Смотрел ли ты фильм?» («Далласский клуб покупателей», «Филадельфия», «Оголенный провод», «Не все потеряно», «Мужчина, которого я люблю», «Выше неба» и пр.), «Знаешь ли ты, что такое ВИЧ/СПИД?».

   Несколько полезных советов

   Если Вы чего-то не знаете, честно говорите ребенку, что не можете ответить на этот вопрос, но обязательно поищите ответ и расскажите ему (или поищите ответ вместе).

   Если Вы стесняетесь, признайтесь, что не знаете, как сказать об этом, спросите, что думает сам ребенок по этому поводу (есть ли у него версии). Возможно, Вам будет легче исправить ложные представления. Если по каким-либо причинам Вы не можете вести такие откровенные беседы со своим ребенком, то всегда можете обратиться к профессионалам (педагогам, психологам).

   Если Вы удивлены сложному вопросу – не избегайте его! Ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, выходит в интернет, читает, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную, информацию. Если не начать обсуждать с ним трудные вопросы как можно раньше, кто-то другой, возможно не самый лучший кандидат, может взять эту задачу на себя.

   Если Вы не знаете, когда начать, специалисты рекомендуют, чем раньше, тем лучше! Детям приходится слушать о проблемах с самого раннего возраста, задолго до того, как они способны их понять. У родителей есть уникальная возможность – они могут стать первыми, кто заговорит с ребенком о проблемах сексуальности и ВИЧ-инфекции. Именно родители способны защитить ребенка от заблуждений и неправильной информации, а также привить те ценности, которые помогут ему сохранить свое здоровье. Если Вы не дадите своему ребенку информацию, это сделают за Вас посторонние.

   Начинайте разговор сами! Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о сексуальных отношениях и ВИЧ/СПИД самостоятельно. Повседневная жизнь постоянно дает нам прекрасные поводы. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять. Учитывайте, что ребенок любого возраста заслуживает того, чтобы ответы на вопросы были честными. Также не следует оставлять слишком большие пробелы в его представлениях. Вам может очень не понравиться то, каким образом дети воспринимают свои знания.

   Необходим Ваш пример. Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Каждый родитель имеет право говорить с ребенком о моральных и нравственных ценностях. Научные исследования показывают, что дети полагаются на нравственное руководство своих мам и пап и нуждаются в нем, так что не забывайте четко пояснить, во что Вы верите и что Вы считаете правильным.

   Дети не слышат тех, кто их не слушает! Ваш ребенок испытывает потребность во внимании. Чувствуя, что его внимательно слушают, он начинает лучше к себе относиться. Если ребенок знает, насколько он важен для Вас, ему будет проще обратиться с вопросом.

   Терпение и еще раз терпение! Часто нам кажется, что мы знаем, о чем ребенок хочет сказать, задолго до того, как он сформулирует предложение. Но не заканчивайте фразу за него, как бы Вам этого не хотелось. Терпеливо слушая, мы позволяем ребенку думать самостоятельно и даем ему понять, что он достоин внимания.

   Повторенье – мать ученья! Большинство детей и подростков могут усвоить лишь небольшую часть информации из одного разговора. Поэтому необходимо подождать какое-то время, а затем спросить ребенка, помнит ли он ваш разговор. Это поможет поправить ошибки и восполнить то, что ребенок успел забыть.

   Научите ребенка уважать себя! Чем лучше ребенок относится к самому себе, тем меньше вероятность рискованного поведения.


   О чем говорить?

   Некоторые взрослые до сих пор верят, что проблема СПИДа касается только представителей так называемых «групп риска» и совершенно не имеет никакого отношения к их детям. Не позволяйте собственным предрассудкам стать угрозой безопасности Вашего ребенка!

Вы можете получить консультацию специалиста по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в Центре СПИД по телефонам 21-88-12 и 41-99-10, а также при личном обращении к психологу Центра. 



Возврат к списку